Не следует заниматься накопительством, превращая свое жилье в музей старых вещей. Путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который одинаков для всех – и монахов, и мирян, потому что все мы люди, просто люди.
Итак, мшелоимство – это всего-то хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям и неупотребление их по прямому назначению.
Тем не менее, мшелоимство это грех, и вот почему.
Аргументы у священнослужителей следующие: накопление и хранение вещей это нарушение их предназначения, то есть пренебрежение Господними указаниями. Вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу.
Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.
– греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного. Протоиерей Сергий Правдолюбов.
Вещь — бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить.